10 мая 2022

Арабеск-2022: Постскриптум

Члены Жюри прессы делятся своими впечатлениями о прошедшем в Перми состязании артистов балета и хореографов

10 мая 2022

Арабеск-2022: Постскриптум

Члены Жюри прессы делятся своими впечатлениями о прошедшем в Перми состязании артистов балета и хореографов

10 мая 2022

Арабеск-2022: Постскриптум

Члены Жюри прессы делятся своими впечатлениями о прошедшем в Перми состязании артистов балета и хореографов

Ольга Розанова:
Для меня 17-й «Арабеск», как и предыдущие, стал встречей с коллегами-критиками, с давними друзьями из Пермского театра оперы и балета и хореографического училища, с творческой молодежью. Особо скажу о неизменно радостном общении с удивительно светлым человеком, мудрым и по-юношески азартным Владимиром Викторовичем Васильевым — выдающимся артистом и хореографом мирового балета. Сильные впечатления связаны с представлением в честь Дягилева на открытии конкурса, с яркими выступлениями ряда конкурсантов и с той по-домашнему уютной атмосферой, какую создали дирекция конкурса и весь персонал. Глубокая признательность организаторам — администрации и министерству культуры Пермского края, поддерживающим на стабильно высоком уровне знаменитый «Арабеск» с его славными традициями.

Наталья Левкоева:
Конкурс прошел на высоком профессиональном и организационном уровне, в чем неоценимая заслуга Владимира Викторовича Васильева, консолидировавшего работу жюри и во многом повлиявшего на удивительно светлую и приподнятую атмосферу всех конкурсных дней в Перми.

Балетные конкурсы всегда ставили перед собой две важные задачи: сохранение шедевров классического наследия великих мастеров прошлого и развитие современной хореографии. И если с первой задачей все обстоит более-менее благополучно, то вторая до сих пор неразрешима и остается предметом жарких споров и дебатов.

Номер современной хореографии — это танцевальная миниатюра со своими законами и внутренней драматургией. Сюжетная или бессюжетная, она должна быть наполнена смыслом, иметь свою завязку, кульминацию финал, детальную и тщательную проработку. Прошедший конкурс вновь высветил проблемы, о которых постоянно пишут ведущие мировые критики и балетоведы.

Первая из них связана с музыкальной стороной номеров современной хореографии. Так как танец является зримым воплощением музыки, от постановщика требуется грамотное прочтение и анализ музыкальной основы. Каждый отрывок имеет музыкальное развитие, которое в идеале должно совпадать с хореографическим развитием. Хореограф может ставить как «в музыку», так и споре-диалоге с ней, если того требует творческий замысел и позволяют профессиональные умения. Бессмысленный набор движений, лишенный логики, обречен на неудачу, что мы, увы, наблюдаем сплошь и рядом.

Большая беда хореографов заключается в том, что они зачастую не могут дать верного названия своим номерам. Броские и яркие заголовки в ряде случаев не имеют ничего общего с содержанием и хореографией номера, что на порядок снижает его восприятие. Зритель ожидает заявленного, но не находит его и чувствует себя обманутым. Этим недостатком грешат многие авторы, и нынешний конкурс — тому подтверждение.

Хочется также напомнить хореографам, что современный номер, поставленный для конкурса артистов балета, по своим целям и задачам отличается от номера для конкурса хореографов. В первом случае необходимо как можно выгоднее показать исполнителя, его технические возможности и артистизм, спрятав или завуалировав недостатки. При этом постановщик отдает пальму первенства исполнителю, как бы отступая на второй план. В конкурсе же хореографов важна личность самого постановщика, его творческое мировоззрение и стиль, а исполнитель является своеобразным инструментом для выражения замысла автора. К счастью, существуют ярчайшие примеры синтеза этих двух подходов, рождающие такие шедевры как, к примеру, «Луна» Мориса Бежара в исполнении Сильвии Гилем. В идеале все устремления, намерения и возможности должны служить только одному — настоящему искусству.

Александр Максов:
Любой балетный форум — это знакомство с коллегами, новыми друзьями, общение. Но всякое творческое соревнование требует крайнего напряжения сил и нервов участников. «Арабеск» — конкурс особый. Насколько я могу судить, за кулисами царит редкостная в подобных случаях атмосфера дружелюбия. Этот тон всегда задет Дирекция конкурса, которая при всей деловитости и строгости соблюдения равных условий для молодых артистов, старается сделать все необходимое для их комфортного пребывания в Перми. Заботливое, внимательное отношение к гостям чувствуется ежечасно: от директора «Арабеска» Елены Завершинской и руководителя фестивального отдела театра Анны Касимовой — до привлеченных к работе волонтеров. Все искренне заинтересованы в том, чтобы конкурсанты смогли полностью себя реализовать творчески и увезли с собой самые хорошие воспоминания о городе, конкурсе и подаренных им встречах.

Сергей Коробков, председатель Жюри прессы:
Едва ли кто поспорит, что объективные обстоятельства последних лет не вносят свои (и — существенные!) коррективы в конкурсное движение. Пермский «Арабеск» — не исключение: достаточно вспомнить, как пару лет назад его проводили в практически пустом зале, и пандемия заметно повлияла на формат состязания. Как и тогда, нынче в Пермь не смогли добраться многие претенденты на соискание высоких наград: кто-то — из-за проблем с транспортной логистикой, кто-то — с учетом двухгодичного карантина — из-за того, что не смог как следует подготовиться. Это — жизнь, ничего не поделать.

Однако я бы не стал чрезмерно сетовать на ее турдефорсы, ведь обстоятельства на то и обстоятельства, чтобы меняться, надо — потерпеть.
Конкурс вопреки им дает полноценную и ни в коем случае не урезанную форс-мажором картину современного исполнительского образования и состояния профессии — что артиста, что хореографа-постановщика. В дни просмотров мы отчетливо видим проблемы: освоения школы, стиля, работы с музыкальным и хореографическим текстом и т.д., и т.п. Проблемы всегда были, есть и будут, поскольку время течет, поколения мастеров уступают место «необстрелянной» молодежи, растущая техника подчас довлеет художественному образу, начинающие хореографы стараются отразить картину мира, а он сложен, противоречив, и «поймать» в нем важное, не исказить человека, а открыть в его душевном состоянии неведомое — значит не только владеть азами композиции и драматургии, но и точной оптикой, и художественной позицией, и глубиной мировоззрения. Тут и робкая проба пера — драгоценна! 

Конкурсы для того и нужны, чтобы всё насущное высветить, скорректировать, не пропустить. Полагаю, наивным видеть в них исключительно праздники. Конкурсы — это работа, одинаково полезная и, уверен, продуктивная для тех, кто в них участвует, кто готовит участников к выступлениям, кто их оценивает, кто в дальнейшем за ними наблюдает, комментируя их творческий рост, достижения или просчеты (это, конечно, и члены жюри прессы — критики и балетоведы).

Пермский «Арабеск»-2022 представляется мне удачной встречей, не пустой и не дежурной, а насыщенной событиями, открытиями и плодотворной работой, от какой в немалой степени зависит будущее отечественного и мирового балета. Мы увиделись не зря! 

Генеральный партнер

Лукойл

Генеральный билетный партнер

Яндекс афиша

Партнер

Жива

Партнер

Домру

Партнер

Пермская

Партнер

Vinorio

Партнер

Нацкухня

Партнер

Яндекс

Партнер

Родник

Партнер

Дарио

Партнер

Планета здоровья

Информационный партнер

Радио7

Информационный партнер

Ветта

Автомобильный партнер

Автопрестиж

партнер

МТС

Партнер

Форабанк

Информационный партнер

59.ру

Информационный партнер

Комсомольская правда

Информационный партнер

Магма