10 мая 2022
Арабеск-2022: Постскриптум
Члены Жюри прессы делятся своими впечатлениями о прошедшем в Перми состязании артистов балета и хореографов
10 мая 2022
Арабеск-2022: Постскриптум
Члены Жюри прессы делятся своими впечатлениями о прошедшем в Перми состязании артистов балета и хореографов
10 мая 2022
Арабеск-2022: Постскриптум
Члены Жюри прессы делятся своими впечатлениями о прошедшем в Перми состязании артистов балета и хореографов
Ольга Розанова:
Для меня 17-й «Арабеск», как и предыдущие, стал встречей с коллегами-критиками, с давними друзьями из Пермского театра оперы и балета и хореографического училища, с творческой молодежью. Особо скажу о неизменно радостном общении с удивительно светлым человеком, мудрым и по-юношески азартным Владимиром Викторовичем Васильевым — выдающимся артистом и хореографом мирового балета. Сильные впечатления связаны с представлением в честь Дягилева на открытии конкурса, с яркими выступлениями ряда конкурсантов и с той по-домашнему уютной атмосферой, какую создали дирекция конкурса и весь персонал. Глубокая признательность организаторам — администрации и министерству культуры Пермского края, поддерживающим на стабильно высоком уровне знаменитый «Арабеск» с его славными традициями.
Наталья Левкоева:
Конкурс прошел на высоком профессиональном и организационном уровне, в чем неоценимая заслуга Владимира Викторовича Васильева, консолидировавшего работу жюри и во многом повлиявшего на удивительно светлую и приподнятую атмосферу всех конкурсных дней в Перми.
Балетные конкурсы всегда ставили перед собой две важные задачи: сохранение шедевров классического наследия великих мастеров прошлого и развитие современной хореографии. И если с первой задачей все обстоит более-менее благополучно, то вторая до сих пор неразрешима и остается предметом жарких споров и дебатов.
Номер современной хореографии — это танцевальная миниатюра со своими законами и внутренней драматургией. Сюжетная или бессюжетная, она должна быть наполнена смыслом, иметь свою завязку, кульминацию финал, детальную и тщательную проработку. Прошедший конкурс вновь высветил проблемы, о которых постоянно пишут ведущие мировые критики и балетоведы.
Первая из них связана с музыкальной стороной номеров современной хореографии. Так как танец является зримым воплощением музыки, от постановщика требуется грамотное прочтение и анализ музыкальной основы. Каждый отрывок имеет музыкальное развитие, которое в идеале должно совпадать с хореографическим развитием. Хореограф может ставить как «в музыку», так и споре-диалоге с ней, если того требует творческий замысел и позволяют профессиональные умения. Бессмысленный набор движений, лишенный логики, обречен на неудачу, что мы, увы, наблюдаем сплошь и рядом.
Большая беда хореографов заключается в том, что они зачастую не могут дать верного названия своим номерам. Броские и яркие заголовки в ряде случаев не имеют ничего общего с содержанием и хореографией номера, что на порядок снижает его восприятие. Зритель ожидает заявленного, но не находит его и чувствует себя обманутым. Этим недостатком грешат многие авторы, и нынешний конкурс — тому подтверждение.
Хочется также напомнить хореографам, что современный номер, поставленный для конкурса артистов балета, по своим целям и задачам отличается от номера для конкурса хореографов. В первом случае необходимо как можно выгоднее показать исполнителя, его технические возможности и артистизм, спрятав или завуалировав недостатки. При этом постановщик отдает пальму первенства исполнителю, как бы отступая на второй план. В конкурсе же хореографов важна личность самого постановщика, его творческое мировоззрение и стиль, а исполнитель является своеобразным инструментом для выражения замысла автора. К счастью, существуют ярчайшие примеры синтеза этих двух подходов, рождающие такие шедевры как, к примеру, «Луна» Мориса Бежара в исполнении Сильвии Гилем. В идеале все устремления, намерения и возможности должны служить только одному — настоящему искусству.
Александр Максов:
Любой балетный форум — это знакомство с коллегами, новыми друзьями, общение. Но всякое творческое соревнование требует крайнего напряжения сил и нервов участников. «Арабеск» — конкурс особый. Насколько я могу судить, за кулисами царит редкостная в подобных случаях атмосфера дружелюбия. Этот тон всегда задет Дирекция конкурса, которая при всей деловитости и строгости соблюдения равных условий для молодых артистов, старается сделать все необходимое для их комфортного пребывания в Перми. Заботливое, внимательное отношение к гостям чувствуется ежечасно: от директора «Арабеска» Елены Завершинской и руководителя фестивального отдела театра Анны Касимовой — до привлеченных к работе волонтеров. Все искренне заинтересованы в том, чтобы конкурсанты смогли полностью себя реализовать творчески и увезли с собой самые хорошие воспоминания о городе, конкурсе и подаренных им встречах.
Сергей Коробков, председатель Жюри прессы:
Едва ли кто поспорит, что объективные обстоятельства последних лет не вносят свои (и — существенные!) коррективы в конкурсное движение. Пермский «Арабеск» — не исключение: достаточно вспомнить, как пару лет назад его проводили в практически пустом зале, и пандемия заметно повлияла на формат состязания. Как и тогда, нынче в Пермь не смогли добраться многие претенденты на соискание высоких наград: кто-то — из-за проблем с транспортной логистикой, кто-то — с учетом двухгодичного карантина — из-за того, что не смог как следует подготовиться. Это — жизнь, ничего не поделать.
Однако я бы не стал чрезмерно сетовать на ее турдефорсы, ведь обстоятельства на то и обстоятельства, чтобы меняться, надо — потерпеть.
Конкурс вопреки им дает полноценную и ни в коем случае не урезанную форс-мажором картину современного исполнительского образования и состояния профессии — что артиста, что хореографа-постановщика. В дни просмотров мы отчетливо видим проблемы: освоения школы, стиля, работы с музыкальным и хореографическим текстом и т.д., и т.п. Проблемы всегда были, есть и будут, поскольку время течет, поколения мастеров уступают место «необстрелянной» молодежи, растущая техника подчас довлеет художественному образу, начинающие хореографы стараются отразить картину мира, а он сложен, противоречив, и «поймать» в нем важное, не исказить человека, а открыть в его душевном состоянии неведомое — значит не только владеть азами композиции и драматургии, но и точной оптикой, и художественной позицией, и глубиной мировоззрения. Тут и робкая проба пера — драгоценна!
Конкурсы для того и нужны, чтобы всё насущное высветить, скорректировать, не пропустить. Полагаю, наивным видеть в них исключительно праздники. Конкурсы — это работа, одинаково полезная и, уверен, продуктивная для тех, кто в них участвует, кто готовит участников к выступлениям, кто их оценивает, кто в дальнейшем за ними наблюдает, комментируя их творческий рост, достижения или просчеты (это, конечно, и члены жюри прессы — критики и балетоведы).
Пермский «Арабеск»-2022 представляется мне удачной встречей, не пустой и не дежурной, а насыщенной событиями, открытиями и плодотворной работой, от какой в немалой степени зависит будущее отечественного и мирового балета. Мы увиделись не зря!
Другие новости: