24 апреля 2024

Пазлы и соблазны. Обзор второго тура (современная хореография)

24 апреля 2024

Пазлы и соблазны. Обзор второго тура (современная хореография)

24 апреля 2024

Пазлы и соблазны. Обзор второго тура (современная хореография)

По условиям конкурса «Арабеск» на втором туре помимо классики конкурсанты исполняют современную хореографию, то есть номер «на музыку любого композитора», поставленный  на основе «модерна, джаз-танца, свободной пластики или другого стиля». Широкий диапазон предложенных выразительных средств обусловливает стилистическое многообразие репертуара.

В нынешних показах, однако, не обошлось без традиционной классики с обязательным включением элементов  contemporary, а именно – падением на пол с несколькими перекатами в различных вариантах и в разные стороны. Поскольку свою главную  задачу авторы-хореографы видели в том, чтобы как можно лучше показать владение исполнителем каким-либо пластическим направлением, о художественных достоинствах композиций заботились не особенно. Скорее всего, по этой причине некоторые номера оказались безликими, лишенным образного или драматургического стержня. 

На утреннем показе младшей группы 21 апреля достаточно надуманными показались сочинения Ксении Хомутовой(«А что, если», Екатеринбург), Амина Самарбаева («Я», Казахстан), где у героев происходило нечто непонятное с психикой, хотя и Александр Михалев, и Дарья Митрофанова отобразили странности своих персонажей весьма красноречиво. Пластические умения, а заодно и серию фуэте, явила АдемиЖанабил (Казахстан) в номере «Одна история», где обнаружить признаков самой истории так и не удалось (хореограф Уалитбек Сиязбек). 

Маргулан Таубаев и Алихан Аубакир(Казахстан) составили ладный дуэт конечного согласия  («Тастулек», хореограф Алмат Шамшиев). 

Елизавета Семичева и Матфей Лазарь (Пермь) искренне передали чувства юной пары («Утро», хореограф Марина Яцевич).

София Мордвинова и Павел Харламов (Пермь) донесли юмористические блестки хореографии с безупречным мастерством («Петька и Аленка», хореограф Арина Панфилова).

Энхжин Лхагвапурэ (Монголия) доходчиво изобразила изгибами корпуса природную волну, а затем техничным танцем – душевную бурю («Волна», хореограф С. Цэцгээ).

Эмилия Фазылова (Красногорск) преобразилась в актрису, вынужденную скрывать свою суть за маской Петрушки («Петрушка», хореограф Мария Маркунина).

Ариадна Вознесенская и Ангелина Калитина (Воронеж) разыграли трогательную историю о том, как Лебедь помогла встать на ноги и обрести крылья незадачливому птенцу (гадкий утенок?) («Лебедь», хореограф Ольга Рыжова).

Ангелина Балдина (Самара) обернулась бесшабашной француженкой, беззаботно радующейся жизни («Мon amour», хореограф Юрий Ромашко). 

Аюш Булчун (Улан-Удэ) с такой свободой и наслаждением исполнил технически сложный номер со странным названием «Приходи и уходи» (хореограф ГаоЧэнмин), что его неугомонному, не страшащемуся преград герою в пору было бы назваться Маугли.

Вечерний показ закрепил впечатления утреннего с той разницей, что к считанным номерам «ни о чем» прибавились композиции с вычурными, бессмысленными или непонятными названиями, например «Самоидентификация», «Я, Ты и Синкопа», «Calore», «Явь Я». Самое «заумное» название придумал хореограф Евгений Лыков (Пермь): «Непризнанный гений и его брат». Кто из них не гений, а кто просто брат, понять оказалось невозможно, хотя в номере были стоящие моменты (исполнители Антоний Давыдов и Сергей Гребенщиков). 

Владением современной пластикой убедили Эйнара Таркова (Якутск), Эмилия Зубаирова и Руслан Анваров (Уфа), Камила Галиева и Дмитрий Белов (Казань), Александра Пименова (Санкт-Петербург). А самые интересные исполнительские работы показали Юлия Манджиева и Ева Прокопец (Пермь) в номерах «Предчувствие» и «Птица»(хореограф Алексей Расторгуев); Александра Козлова (Красноярск) в номере «Явь и Я» (хореограф Олеся Алдонина). 

Беззаботной Стрекозой, едва не замерзшей от холода, но все же выстоявшей, предстала Ева Цыбульская(Челябинск) в номере «Стрекоза» (хореограф Татьяна Сулейманова). А главным героем показа можно назвать Анара Уен (Монголия), захватившего пластической и эмоциональной мощью в номере «Пианист» (хореограф ПурэвЭнхтогтох). 

На утреннем показе 22 апреля было много отличных исполнителей, владеющих премудростями современных стилей вперемешку с классической лексикой и акробатикой. Это РазмикМарукян (Армения), Ринтаро Мукаи, ЧиоИсимару (Япония),  Марал Батням(Монголия), Анастасия Быкова и Геннадий Ооржак, Олександра Трофимчук (Санкт-Петербург), Елизавета Каназаси (Нижний Новгород), Анна Черткова и Михаил Мавлянов, Николай Ташкинов (Пермь), Николас Кляйн (Франция).

Были и грамотно скомпонованные номера, но запомнившихся,   оригинальных либо по общему решению, либо по  хореографии все же не наблюдалось. Тем неожиданнее оказался вечерний показ, представивший прямо-таки каскад талантливо исполненных превосходных работ.  Притом различные по жанрам и стилистике они образовали что-то вроде мини-спектакля с внутренней драматургией. 

Высокую планку мастерства задал уже первый номер – фрагмент из балета «Икар» Сергея Слонимского с хореографией Владимира Васильева, восстановленный и отредактированный специально для конкурса. Одержимость мечтой о полете и счастье хоть на миг взмыть в воздух с предельным эмоциональным накалом и феерической техникой воплотил Владислав Башмаков (Санкт-Петербург). Не уступил ему в пластической и духовной экспрессии Алексей Помыткин (Москва) в номере прямо противоположном по смыслу. Двойственную природу героя номера «Каждый лепесток – иллюзия, каждый шип – реальность» демонстрировал экзотический костюм: алая длинная юбка и колючки, покрывающие руки и обнаженный торс танцовщика. Примирить противоположные начала ценой неистовых усилий герою не удалось, он потерпел крах (хореограф Елизавета Кузнецова, Санкт-Петербург). 

Разрядку после двух напряженных соло внесли два следующих показа. Изящную юмореску «Если бы Моцарт жил в Казани» с  прелестной непосредственностью разыграла Разиля Мурзакова (Уфа, хореограф Ринат Абушахманов). Интересную по идее и пластическому рисунку миниатюру «Пазл» с партнерской чуткостью «сложили» Адель Кашапова и Шота Онодэра, в конкурсе не участвующий, из Башкирского театра (хореограф Олег Габышев). После несколько умозрительной композиции желанным контрастом прозвучал номер «Арлекинада», где Миу Сибагаки(Япония) и Котаро Хиросэ, в конкурсе не участвующий, вскрыли драматическую изнанку актерского ремесла (хореограф   Диана Вайлова). 

Завершили вечер два дуэта фантастического характера. Светлана Савельева (Санкт-Петербург) – героиня номера «Lacrimosa» на музыку А. Вивальди – с пронзительной пластической красотой и душевной болью переживала воображаемую  встречу с ушедшим в небытие возлюбленным (партнер, не участвующий в конкурсе, и он же хореограф – Александр Сергеев). Гармонию взаимоотношений мужчины и женщины, еще более упоительную после минутного «сбоя», но, видимо, нафантазированную художником, с подкупающей элегантностью передали в миниатюре на музыку Ж. Оффенбаха «Воображаемая любовь» Лаура Васконселос и Педро Сеара (Бразилия, хореограф Вильям Алмейда).

Праздник талантов, увы, уже не повторился. На утреннем показе 23 апреля на фоне тел (как правило, в трусах и майках), терзаемых  пластическими «экстравагантностями», приятной отдушиной оказалась бравурная «Вариация со вкусом перца» в стиле танго, с огоньком станцованная Вероникой Ситало (Новосибирск, хореограф София Раевская). Разнообразием эмоций, перепадами настроений держал в напряжении порывистый дуэт «Я для тебя останусь» Анастасии Гущиной и Юрия Выборнова, в конкурсе не участвующего (Москва, хореография Марины Яцевич).

В заключительном вечернем показе сногсшибательный эффект произвел номер «Номофобия» – то бишь телефонозависимость. Балетмейстер Ринат Абушахманов и исполнители Анастасия Купцова и Расиль Сагитов(Уфа) сотворили юмористический шедевр на злободневную тему, радующий остроумной режиссурой и изобретательной хореографией. Замечательный номер достойно и весьма поучительно завершил 2-й тур «Арабеска-2024»

Тексты: Ольга Розанова, профессор, член жюри прессы

Генеральный партнер

Лукойл

Генеральный билетный партнер

Яндекс афиша

Партнер

Жива

Партнер

Домру

Партнер

Пермская

Партнер

Vinorio

Партнер

Нацкухня

Партнер

Яндекс

Партнер

Родник

Партнер

Дарио

Партнер

Планета здоровья

Информационный партнер

Радио7

Информационный партнер

Ветта

Автомобильный партнер

Автопрестиж

партнер

МТС

Партнер

Форабанк

Информационный партнер

59.ру

Информационный партнер

Комсомольская правда

Информационный партнер

Магма