24 апреля 2024

Правила чистописания и тайны души. Обзор второго тура (классика)

24 апреля 2024

Правила чистописания и тайны души. Обзор второго тура (классика)

24 апреля 2024

Правила чистописания и тайны души. Обзор второго тура (классика)

На второй тур жюри допустило 25 участников младшей группы и удивляться не стоит: «Арабеск» всегда отличался особым вниманием к молодым и предоставлял многим испытать дополнительный шанс.

Открывали смотр юношеские вариации. Среди танцовщиков лидировал легкий Алихан Аубакир из Казахстана, сосредоточенно исполнивший вариацию из «Большого классического па». С излишней долей серьезности станцевал игривую вариацию из «Арлекинады» еще один гость из Казахстана - Маргулан Таубаев. Аюш Булчун (Улан-Удэ) подчеркнуто фиксировал позы в соло Филиппа из «Пламени Парижа», не подкрепляя танец запасом технической прочности. Екатеринбуржец Александр Михалев, которому досадно не повезло на первом туре, собрался – не ярко, но достаточно корректно «произнес» монолог из «Фестиваля цветов в Дженцано». Робкий танец предъявил публике обаятельный пермский «юниор» Павел Харламов.

Продолжили состязание девушки – намерений оказалось больше, чем воплощений: Ариадна Вознесенская из Воронежа отодвинула на второй план характер игривой Марии из «Привала кавалерии», заботясь о технической стороне танца. Еще одна воронежская ученица Ангелина Калитина тоже оказалась равнодушной к актерским полутонам – ее не по-сказочному уставшая фея Сирени избежала заметных ошибок, но выразительностью не впечатлила. С лица Эмилии Фазыловой из Красногорска не сходила милая улыбка, хотя дух «венецианской карнавальности» не потревожил ее Сатаниллу. Задумчивую Одалиску ровно представила Ангелина Балдина из Самары.

Легкая монголка Энхжин Лхагвапурэв успешно постаралась передать испанский и астральный стиль в вариации Китри с кастаньетами. Обаятельная Дарья Митрофанова из Казахстана неуверенно станцевала соло Одалиски из «Корсара», зато сумела преодолеть робость ее соотечественница Адеми Жанабил, исполнив вариацию из «Феи кукол» грамотно и по-детски мило. Ловкими ножками «прощебетала» вариацию Амура пермячка Елизавета Семичева. Матфей Лазарь и София Мордвинова – тоже представители известной школы третьей балетной Мекки России - не стали вживаться в смыслы и свои вариации (из па-де-труа «Лебединого озера» и «Пробуждения Флоры» –  соответственно) исполнили на весьма среднем уровне.

Вечерний просмотр «юниоров» начался с кульминации – легкий, музыкальный, с отлично воспитанными стопами Анар Уен из Монголии в вариации из «Арлекинады» продемонстрировал изящный танец и невесомые прыжки. Яркое впечатление оставили все монгольские и казахстанские участники, порадовав вкусом, вниманием к деталям и выучкой.

В вариации Нирити из «Талисмана» раскрепощенно выглядела красноярская ученица Александра Козлова. Нечасто исполняемый репертуар представили Камила Галиева (Казань) – ее нежную и лиричную Зайтунгуль из «Журавлиной песни» тепло приветствовали зрители; Александра Шашкова из Челябинска – вариацию Бурнонвиля («Вильгельм Телль») танцевала слишком четко, не отвлекаясь на полутона. Стремительная Эйнара Таркова (Якутск) без блеска справилась с вариацией Лизы из «Тщетной предосторожности». Ученики уфимской школы Эмилия Зубаирова («Фея кукол») и Руслан Анваров («Консерватория») вполне уверенно станцевали свои вариации. Обаятельной пермячке Юлии Манджиевой в соло из «Пахиты» не хватило победного блеска, ее товарищи по школе Ева Прокопец  и Антоний Давыдов (вариации из па-де-труа «Лебединого озера») запомнились старательностью и сценической привлекательностью, а юноша огорчил танцем вне позиций. Впрочем, этот обидный недостаток: отсутствие крепкой «выученной» стопы, подтачивающий академическую форму классики, - присутствовал в танце многих учеников. Невольно вспоминается период сахаровского правления в Пермском училище, когда Людмила Павловна –  педагог-харизматик –  не только на методических совещаниях пеклась об аккуратных позициях: ее воспитанниц можно было определить по сильным, быстрым, эффектным, безупречно точным и красивым стопам.

***

35 танцовщиков старшей группы приняли участие во втором туре, представив географию весьма внушительную. В уникальной балетной труппе Уфимского театра, где танцуют выпускники одного Башкирского хореографического колледжа имени Рудольфа Нуреева, прослеживается генетическая связь с ленинградской вагановской школой. Это сказывается в стремлении к техническому совершенству, стилевому единству, во внимании к полутонам и жестам. Индивидуальности проявились у грациозной Разили Мурзаковой (вариация Гюльнары из «Корсара), непосредственной Адели Кашаповой  (соло Лизы из «Тщетной предосторожности»). На гармонии мелких движений построен монолог Авроры Анастасии Купцовой («Спящая красавица») и даже возвышенный Тореро Расиля Сагитова в вариации из «Кармен-сюиты» прекрасен, хотя возникли сомнения, сможет ли этот самовлюбленный красавчик противостоять разъяренному быку.

У Елизаветы Каназаси из Нижнего Новрогода при почти чистом исполнении непростой вариации из «Пахиты» не было изысканной роскоши, какой героиня балета надеялась превзойти соперниц. Аккуратно, но несколько буднично Полина Марушина из Самары исполнила фрагмент партии Марии из озорного «Привала кавалерии». Новосибирская конкурсантка Вероника Ситало точно, но скучновато представила свою Мари («Щелкунчик»).

Пятерка пермяков станцевала по-разному: даже не поверилось, что все они воспитанники одной alma mater. Обаятельная Анна Черткова четко провела вариацию из «Пахиты», но уверенности, что в женском свадебном дивертисменте она сможет противостоять титульной героине, не возникало. Приличными  (но не более) показались высокий и симпатичный Николай Ташкинов (вариация из «Фестиваля цветов в Дженцано») и правильный Михаил Мавлянов (соло Франца из «Коппелии») – молодые артисты ограничились произнесением текста, не попытавшись проявить хоть на йоту характеров своих героев. По этому же пути – передать «слова», а не суть, направились Ольга Доронина (Одалиска из «Корсара») и Мария Баскова (вариация из «Пахиты»).

Петербург презентовал Анастасию Быкову со скромным прочтением вариации Гамзатти из «Баядерки», темпераментного Геннадия Ооржака (соло Актеона из «Эсмеральды»), Олександру Трофимчук с бодрящейся, но заметно подуставшей Китри («Дон Кихот»), прыгучего и обаятельного Владислава Башмакова, станцевавшего Джеймса из «Сильфиды» без соблюдений 5-й позиции, и Анастасию Богдашкину с достойно исполненной малоизвестной вариацией Китри («Дон Кихот») в версии Наталии Дудинской.

Еще Питер подарил чудо – юную Светлану Савельеву, станцевавшую вариацию Повелительницы дриад («Дон Кихот») столь лирично, свежо и нежно, что впору пророчить участнице настоящую балеринскую судьбу.

Москва представила двух героев: Алексей Помыткин, ставший благодаря невероятному обаянию любимцем пермяков, четко станцевал соло Раба из  «Корсара» – темпераментно, страстно, даже с перебором, и Анастасию Гущину, корректно, но почти без эмоций представившую вариацию Эсмеральды из балета Владимира Бурмейстера.

Размик Марукян из Армении, известный по разным конкурсным испытаниям, продемонстрировал в вариации Солора из «Баядерки» отличную работу стоп с безупречной финальной позой в 5-й позиции, завидную музыкальность, высокие благородные прыжки и стремительные вращения.

Украсила конкурсную сцену тройка артистов из Бразилии: красавица Лаура Васконселос выразительно и музыкально станцевала вариацию Гамзатти («Баядерка»), принц Дезире из «Спящей красавицы» у Педро Сеара предстал потомком истинно королевского рода, а живой танец Вакханки («Вальпургиева ночь») Анн-Жуллиет Пинейро с максимовской челкой сразил бешеным темпом и кокетливым задором. Безоговорочной верой в предлагаемые обстоятельства сценической игры удивили японские соискатели: наивный и темпераментный Ринтаро Мукаи в замысловатом костюме летал Богом ветра из «Талисмана»; кокетливой шалуньей представила Чио Исимару свою Марию из «Привала кавалерии»; Аврора («Спящая красавица») Миу Сибагаки покорила очарованием и гармонией; тоненькая Кира Хосикава в крошечной вариации Эсмеральды ясно передала характер своей героини.

Самым сильным в монгольской команде показался Мунгуншагай Цогт-Эрдэнэ, чей оживленный Базиль из «Дон Кихота» «перетанцевал» своих соотечественниц: и подвижную, как ртуть Нямцэрэн Гантулга (Жанна, «Пламя Парижа»), и стильную, музыкальную Марал Батням, которая сильно подпортила впечатление неимоверно медленным темпом выбранного музыкального сопровождения соло из «Пахиты». Вариацию из этого же балета почти безупречно станцевала Им Сух Линн из Республики Корея; «рассыпала» бисер хрустальных па Китри («Дон Кихот») турчанки Акташ Доа Су; танец француза Николаса Кляйна разочаровал нестабильностью – его красивый Дезире («Спящая красавица») не соблюдал правила академического чистописания. Выступавший за Великобританию Гектор Мур взволновал зал гопаком Остапа из «Тараса Бульбы», хотя выбор показался странным – артистичный и благообразный танцовщик имеет немало достоинств, но его невысокий стелющийся прыжок менее всего располагает к выбору этой полетной вариации, которую он, впрочем, станцевал достаточно чисто.

Конкурсный азарт соперничества набирает обороты и хочется верить, что все участники, в том числе и лидеры, поработают над ошибками, которые носят чуть ли ни тотальный характер. Режет глаз стилистическая неточность танца, приблизительные позиции ног, закрепощенные тела, сонные темпы, вялые руки, немузыкальность движений, внешние эффекты, не подкрепленные внутренними переживаниями. Вспомнить об этом стоит в дни конкурса – он дает важные профессиональные уроки и для умных артистов сравним с чудодейственной прививкой хореографической культуры.


Текст: 
Елена Федоренко, кандидат искусствоведения, член жюри прессы

Генеральный партнер

Лукойл

Генеральный билетный партнер

Яндекс афиша

Партнер

Жива

Партнер

Домру

Партнер

Пермская

Партнер

Vinorio

Партнер

Нацкухня

Партнер

Яндекс

Партнер

Родник

Партнер

Дарио

Партнер

Планета здоровья

Информационный партнер

Радио7

Информационный партнер

Ветта

Автомобильный партнер

Автопрестиж

партнер

МТС

Партнер

Форабанк

Информационный партнер

59.ру

Информационный партнер

Комсомольская правда

Информационный партнер

Магма