27 апреля 2024

Баллы и идеалы. Обзор третьего тура

27 апреля 2024

Баллы и идеалы. Обзор третьего тура

27 апреля 2024

Баллы и идеалы. Обзор третьего тура

Третий тур по праву можно назвать «балетными сливками» конкурса. Выступают лучшие участники, прошедшие испытания классикой и современностью. Но часто он оказывается для них более сложным, чем два предыдущих. Сдают нервы, накопилась усталость. Неожиданные технические сбои появляются даже у самых виртуозных и надежных. Иногда подводит неверный выбор репертуара. Жюри понижает баллы.

Каждый танцует, что хочет (отлично!) и как хочет (что огорчает). Сегодня легко доступны размещенные в сетях и интернете эталонные записи отдельных номеров и целых балетов. Знакомство с ними — профессиональный долг и обязанность репетиторов и самих исполнителей любого возраста. Гаджеты есть у всех, было бы желание посмотреть и изучить.

Приведу лишь один пример. Нельзя выбрасывать ключевые па типа старинного гаргуйяра в вариации из па-де-сис «Маркитантки», которую ради демонстрации лёгкого прыжка выбрала участница из Монголии. Движение в наши дни редкое, но из школьной программы. Хореограф Пьер Лакотт (имя в программе даже не упоминалось) его специально вставил как стильное украшение старинной хореографии, возрождённой по записям Артюра Сен-Леона. Её когда-то идеально танцевала ленинградка Алла Сизова. Неплохо бы тщательно изучить её выступление.

Существует не менее интересная запись популярного на этом конкурсе концертного па-де-де «Венецианский карнавал» в исполнении солистов Мариинского (Кировского) театра. Этот жизнерадостный, игривый номер Мариус Петипа поставил для себя и приезжей зарубежной гастролёрши. Он оказался таким удачным, что по правилам XIX века его вставляли в разные балеты, включая «Сатаниллу». В исполнении молодых пермяков Анны Чертковой и Михаила Мовлянова он почему-то превратился в скучнейшую копию танцев Принца и Одиллии из «Лебединого озера». По костюмам, позам, стилю. Ни Венеции, ни веселья, ни карнавала — увы.

Подобных просчётов на третьем туре было многовато. Тут не мелочные придирки, а вопросы профессионализма.

Тур был очень неровным по уровню финалистов. Часто забываешь, что присутствуешь на уважаемом конкурсе артистов балета, а не на состязании по прыжкам в высоту. Спортивные подходы, нещадные «раздирки» ног, тяжелые приземления не важно, в какой позе, — это не Театр. Музыка для многих конкурсантов превращается в простой звуковой фон, как на соревнованиях по художественной гимнастике или фигурному катанию, где у каждого элемента своя шкала ценности в баллах. Но даже в спорте ставятся две оценки: за технику и выразительность исполнения. В балете же оценка едина и неделима, и выразительность не менее важна, чем грамотность и техническая подкованность.

Публика воодушевлённо аплодирует фуэте балерин, наверченным трюкам танцовщиков, но в каждом номере они когда-то исполнялись по-разному. Стиль силовых мужских вариаций утрачен: французский революционер Филипп ничем не отличается от бога ветра Вайю, а индийский воин Солор — от галантного романтичного принца. Разве что костюмами. Жаль.

За фокусами правильнее отправляться в цирк. Уровень равновесия в китайском цирке, например, где девушка, как вкопанная стоит в пуантах на голове партнёра, балету даже не снится: ведь с трудом застываем на пальцах в заданной позе. Конечно, тут другие требования и законы. Техника — канва и основа. Но каждый профессионал обязан всем телом музыкально «вышивать» при её помощи свои художественные образы и узоры, что сейчас — и конкурс это подтверждает — редкость.

Ровно, часто технически безупречно, но бесцветно старинные вариации выглядели у многих участниц. Порой даже при желании явных ошибок не найдёшь. Но индивидуальность отсутствует. Одну от другой не отличить. Такие выступления, похожи серийный пошив современной модной одежды!

Возникает ощущение, что выступающие часто даже не понимают, о чём их номер. В этом смысле поразил па д’эсклав из «Корсара» уфимцев Адели Кашаповой и Шота Онодэра. Лихо танцуя, работорговец пытался подороже продать свой «живой товар», что образно и верно. Зато вместо переживаний, заложенных в старинной, в чем-то наивной хореографии Петипа, рабыня Кашаповой от души радовалась, что попадёт в гарем старого, толстого, но богатого Сеида-паши. Очень современное прочтение темы, что тут говорить, но о таком Петипа даже не думал!

Ещё одна беда — атрибуция авторов вариаций и па-де-де. Конечно, Петипа — «наше всё». Но он далеко не всё сочинил, что на конкурсе шло под его именем. Ко всем богиням «Пробуждения Флоры» великий мэтр никакого отношения не имеет. Номер тонко «под Петипа» сочинил и стилизовал наш современник и знаток старины Юрий Бурлака. А часто исполняемое красивейшее па-де-де из «Талисмана» заново придумал Пётр Гусев (как и «Привал кавалерии»). В этом дуэте важно донести суть: контраст буйного Бога ветра и лукаво-женственной Нирити, замечательно станцованных в недалеком прошлом премьерами Большого театра Людмилой Семенякой и Александром Ветровым. Легко найти эту образцовую запись.

У каждой вариации и па-де-де существуют исполнительские каноны. Лизу из «Тщетной предосторожности» лучше молодой пермячки Надежды Павловой никто не танцевал. Не стоит подражать, но внимательно изучить необходимо. Без знаний прошлого нет будущего, особенно в классическом балете.

Многие конкурсанты-мужчины выступали уверенно и ровно. Кавалеры на этот раз заметно перетанцевали дам. Среди них лидировал армянский премьер Размик Марукян. У него отличные рост, фактура, техника, самый разнообразный классический репертуар. Заслуженная золотая медаль.

Иногда соискателям наград вредил выбор репертуара. Среди женщин благородством, красивой подачей хореографичекого материала выделялась представительница Мариинского театра Светлана Савельева. Ей, длинноногой-длиннорукой, очень подходят вариации из «Пахиты» и сцены сна «Дон Кихота», но чужеродна вариация из «Бабочки», хореографию которой заново сочинил Пьер Лакотт. (От единственной постановки самой Марии Тальони ничего не сохранилось!) Быстрые, мелкие па франузской «вышивки бисером» лишь подчеркнули изъяны в технике.

Навсегда запомнится очень музыкальное, благородное, тонкое исполнение па-де-де из «Щелкунчика», которым на первом туре поразила бразильская пара — Лаура Васконселос и Педро Сеара. Однако завоеванную ими репутацию едва не погубил виртуозный «Дон Кихот». Посаженные темпы, неуверенная техника, отсутстввие вращений — зачем обращаться к столь бравурной хореографии? Поразительно! Выбор подходящего репертуара ведь столь обширен!

Конечно, не ради одной техники на конурсные просмотры приходит зритель. Идущие со сцены эмоции важнее идеального «технического» чистописания. Но школу, точные позиции ног, выразительные корпус и руки, музыкальность, тщательную проработку стоп и низа ноги при этом никто не отменял. Стопы — слабое место в профессиональной выучке большинства выступавших. Сегодня для выработки их культуры существует множество упражнений, даже специальная гимнастика. Стоит изучить и это.

Несмотря на замечания и пожелания, я очень уважаю и ценю нелегкий труд артистов, педагогов, репетиторов. Хочется, чтобы на таком престижном конкурсе, как пермский «Арабеск» имени Екатерины Максимовой, «балетные сливки» были отличного качества. А высочайший профессионализм характеризовал всех участников. И тех, кто выступает на сцене, и тех, кто работает с ними в балетных залах.

 

Текст: Виолетта Майниеце, член жюри прессы

 

Генеральный партнер

Лукойл

Генеральный билетный партнер

Яндекс афиша

Партнер

Жива

Партнер

Домру

Партнер

Пермская

Партнер

Vinorio

Партнер

Нацкухня

Партнер

Яндекс

Партнер

Родник

Партнер

Дарио

Партнер

Планета здоровья

Информационный партнер

Радио7

Информационный партнер

Ветта

Автомобильный партнер

Автопрестиж

партнер

МТС

Партнер

Форабанк

Информационный партнер

59.ру

Информационный партнер

Комсомольская правда

Информационный партнер

Магма