21 апреля 2024

Прологи и пороги. Обзор первого тура ARABESQUE-2024

21 апреля 2024

Прологи и пороги. Обзор первого тура ARABESQUE-2024

21 апреля 2024

Прологи и пороги. Обзор первого тура ARABESQUE-2024

В атаку за победу ринулся семьдесят один конкурсант. Цифра достаточная, чтобы раскрутить напряженную конкурсную интригу и в то же время тщательно присмотреться к индивидуальности каждого участника.

По традиции открыли соревнование «юниоры» — тридцать два человека. Первым на сцену вышел шестнадцатилетний представитель Казахстана Алихан Аубакир, задавший соревнованию довольно высокий тон. Вариацию из балета «Сатанилла» он исполнил грамотно и уверенно. Еще более эффектным оказался его Океан из балета «Конек-горбунок». Впрочем, общая диаграмма качества исполнения выписывала графики условных подъемов и спадов. Несколько сниженными оказались впечатления от следующих четырех конкурсантов. Технической уверенности при исполнении вариации Франца («Коппелия») не хватило казахстанцу Маргулану Таубаеву. Ту же вариацию начал успешно покорять Аюш Булчун (Россия), но досадно смазал финальные pirouettes. Четырнадцатилетняя Александра Пименова выбрала для презентации психологически сложный монолог Никии («Танец со змеей» из «Баядерки»). Правда, к чести предельно гибкой девочки, отметим: эмоциональные состояния своей героини она передала весьма осмысленно. А вот тщательно «вытанцовывать» движение, «протягивая» при этом пластическое legato, юной артистке пока не удается.

Множество вопросов вызвала россиянка Екатерина Шаталова. Серьезно рассуждать на ее примере о грамотности танца, технике или органике не приходится. К тому же, конкурсантка заявила вариацию из «Пахиты», а фактически представила окончание (coda) pas de trois из этого балета. 

Явно не задался день ещё у нескольких участников. Не все гладко прошло у казахстанца Маргулана Таубаева. Хотя соло Ланкедема (pas d`esclave балета «Корсар») получилось лучше вариации Франца, танцовщику, несомненно, не хватает технической стабильности и соответственно — внутренней уверенности. У Сергея Гребенщикова неплохая «заноска», однако текст вариаций из балетов «Сатанилла» и «Коппелия» ему пока не по силам.     

Забавный казус произошел с Александром Михалевым (Россия). При исполнении вариации Базиля юноша буквально точно (в том числе и по музыкальной репризе) повторил собственную «комбинацию» незапланированного приземления на копчик после double saut de basque. Не растерявшись, быстро вскакивал на ноги и невозмутимо продолжал танец. О том, что в это время творилось в его душе, а также в голове педагога, можно только догадываться... Однако на сцене может случиться всякое.     

Гораздо больше нареканий вызвало то, что в третьей части вариации Лизы («Тщетная предосторожность») россиянка Анна Лапшина неверно расставляла музыкальный акцент при исполнении диагонали glissade en tournant, а Энхжин Лхагвапурэв из Монголии во второй части вариации Одиллии («Лебединое озеро», редакция Ю. Григоровича) оба раза не доделывала третий вскок на пуанты (relevé). И все же именно с монгольскими и казахстанскими участниками связаны самые благоприятные впечатления от выступлений по младшей группе. У первых очевидна генетическая связь с русской, даже ленинградско-петербургской школой, вторые — поддерживают традиционно высокий уровень хореографического образования.    

Вариацию Амура («Дон Кихот») великолепно исполнила Дарья Митрофанова, еще ярче оказалась ее соотечественница Адеми Жанабил (вариация из балета «Павильон Армиды»). Запомнились россиянки: грациозная Эмилия Фазылова (вариация Нирити, «Талисман»), обаятельная Елизавета Семичева (pas de deux из балета «Сильфида»), игривая Ярослава Дианова (вариация из «Арлекинады»).    

К слову, монгольские танцовщики старшей группы, вступившие в борьбу на следующий день, укрепили приятное волнение от художественных встреч. Марал Батням предстала изысканной Авророй (вариация из третьего акта «Спящей красавицы»). Правда, соло из «Grand pas classique» Д. Обера-В. Гзовского ей оказалась не по зубам и еще раз напомнило о проблемах выбора конкурсного репертуара. Антония Давыдова преждевременно квалифицировать артистичным танцовщиком. Его pirouettes на слабых ногах, безусловно, могут в будущем обрести нужную твердость. Грустнее, что танцовщик не отзывается на музыку, не ставит перед собой образных задач. Не меняя выражения лица, он исполнил обе конкурсные вариации. В итоге и задорный галицийский паренек Франц, и импозантный венецианец Фабио («Сатанилла») выглядели одинаково бесцветно.    

К сожалению, пермские участники обеих категорий в целом привычных восторгов не вызвали. Небрежность или невежество конкурсантов проявились даже в дикторских объявлениях, предварявших исполняемые ими произведения. Смехотворной оказалась ошибка, приписавшая авторство Allegro классической вариации Риккардо Дриго — Дмитрию Шостаковичу. Так смешали его балет «Светлый ручей» с балетом Делиба-Минкуса «Ручей». Естественно, неверно атрибутировали и хореографов — Мариуса Петипа и Федора Лопухова.    

Темпераментный мужской танец продемонстрировали японец Ринтаро Мукаи (вариация Франца), россияне Геннадий Ооржак (Солор, «Баядерка») и Владислав Башмаков (Вайю из балета «Талисман»). Любимцем публики с лету стал их соотечественник Алексей Помыткин. Бурные аплодисменты после его практически безупречного исполнения вариации Филиппа («Пламя Парижа») едва ли не спровоцировали артиста бисировать вопреки незыблемо-строгим конкурсным правилам. Не хуже было исполнено соло Актеона («Эсмеральда»). Однако если Помыткин покоряет четкостью головокружительных révoltades и прочими балетными кунштюками, то представитель Армении Размик Марукян стратегически прозорливо решает явить широту своего актерского диапазона. Вариация раскаявшегося Альберта («Жизель») раскрыла в нем лирико-драматическое дарование, а вариация Филиппа убедила в мощном героическом начале танцовщика с хорошей фактурой и формой танца.

 Свои прорехи нашлись почти у каждого, что, впрочем, абсолютно некритично. Хороший результат репетиторской работы предъявили бразильцы Лаура Васконселос и Педро Сеара (Pas de deux из балета «Щелкунчик»). Жаль, что партнеру пришлось основательно подкручивать красивую балерину в дуэте. А в своей вариации он не доделал двух cabrioles. Не хватило динамики вращений и представительнице Монголии Нямцэрэн Гантулга, хотя fouette с чередованием 1 — 1 — 2 оборотов она исполнила совсем неплохо, а диагональ в коде pas de deux «Дон Кихота» и вовсе прочертила весьма стремительно. 

С прописной грамотностью исполнила вариацию Китри из картины «Сон Дон Кихота» лиричная Светлана Савельева. Органичной петербурженке можно пожелать большей внутренней раскрепощенности. Возможно, тогда ее Одиллия увеличит шансы ослепить и обезоружить и воображаемого принца, и зрительный зал через brio своего танца.    

К числу художественных заслуг первых конкурсных дней отнесем выступления двух японок — Миу Сибагаки (Pas d`esclave из балета «Корсар») и Киры Хосикава, воссоздавшей в анакреонтической вариации Вакханки (сюита «Вальпургиева ночь» из оперы «Фауст») чудесный образ обитательницы эллинистической рощи.    

В качестве позитивного примера приведем исполнение еще двух артисток, получавших удовольствие от танца: россиянки Вероники Ситало (Царь-девица из балета «Конек-горбунок» Р. Щедрина-А. Радунского в редакции М. Мессерера) и турчанки Доа Су Акташ, покорившей хрустальной техникой выверенного танца и артистизмом. С кажущейся легкостью преодолела технические сложности россиянка Анастасия Купцова, исполнившая pas de deux «Венецианский карнавал» с хорошим чувством стиля и грвцией.

Танцовщикам маститым и неофитам в эти весенние дни снова дана усиленная власть над зрительскими сердцами. Причастными к большому событию оказались все. Появление каждого артиста объединяло сцену и зал единым ощущением жажды совершенства.

 

Текст: Александр Максов, член Жюри прессы

Генеральный партнер

Лукойл

Генеральный билетный партнер

Яндекс афиша

Партнер

Жива

Партнер

Домру

Партнер

Пермская

Партнер

Vinorio

Партнер

Нацкухня

Партнер

Яндекс

Партнер

Родник

Партнер

Дарио

Партнер

Планета здоровья

Информационный партнер

Радио7

Информационный партнер

Ветта

Автомобильный партнер

Автопрестиж

партнер

МТС

Партнер

Форабанк

Информационный партнер

59.ру

Информационный партнер

Комсомольская правда

Информационный партнер

Магма