27 апреля 2024

Темы, мемы и мифологемы

27 апреля 2024

Темы, мемы и мифологемы

27 апреля 2024

Темы, мемы и мифологемы

Обзор конкурса современной хореографии

Пермский балетный конкурс всегда притягивал поклонников и адептов современной хореографии. За три с лишним десятка лет на нем заявило о себе большинство молодых хореографов России – собственно, многие из тех, кто определяет ее актуальный облик. Сегодня это полноценный «конкурс в конкурсе», где  участвуют не только авторы-сочинители, но и исполнители современной хореографии, не принимающие участия в основном состязании. 

А когда-то все начиналось как эпизод обязательной программы – современным должен был быть лишь один номер из шести. Потом современную хореографию выделили в отдельный блок, зафиксировав в положении, что никаких ограничений по стилистике нет, и хореографы самых разных направлений вместе с исполнителями могут попытать турнирного счастья. Конечно, Владимир Васильев как лидер и худрук конкурса сыграл в этом процессе решающую роль.  

Состязание этого года собрало, кажется, рекордное количество и представленных на суд жюри номеров – их было ровно 90, и исполнителей-«современщиков». Возрастной ценз хореографов оказался невероятно широк: от 13 лет до 50 с лишним. Происхождение, образование и биографии авторов также весьма различались. География участников – вся Россия, международный статус конкурса поддержали хореографы из Монголии и Казахстана.

А вот общее впечатление, несмотря на полный день многочасовых просмотров, не сильно радужное: количество не переросло в качество, хотя некий уровень общих достижений, конечно, определился. 

Главные тенденции (как и проблемы) остаются схожими, плавно перетекают из года в год. Прежде всего: исполнители современной хореографии в целом сильнее постановщиков. Танцевальный бум последних лет, обилие любительских трупп современной хореографии, мода на танцевальный «контемп» и другие стили сделали свое дело в – стране образовался довольно мощный пласт танцовщиков. С творцами-сочинителями дело обстоит на порядок хуже, хотя по численности их совсем не мало.

Как и на прошлых конкурсах, в хореографы себя записывают практическим все желающие, и появляется масса простейших танцевальных импровизаций под немудреную музыку в формате «сам себе хореограф». Этот «отряд» полнится студентами хореографических вузов, только начинающими делать первые шаги, но уже желающими продемонстрировать свои опусы на публике и арбитрам. По сути же – это незрелые «курсовики». 

Номера хореографов, раньше получивших признание на «Арабеске», мы увидели и в этом году, но Павел Глухов, Константин Матулевский, Максим Петров, Александр Сергеев, Олег Габышев, как и члены жюри Александр Могилев и Алексей Расторгуев, в конкурсе хореографов решили не участвовать, что, конечно, сказалось на общем уровне современного тура. 

И все-таки в целом есть положительная динамика: на «Арабеск» теперь почти не попадают номера «не из той оперы»: нет, как в былые годы, эстрадно-попсового засилья, меньше иллюстративных постановок – идущих под музыкальное сопровождение песен и провоцирующих на откровенный пересказ текста. Обычной классики, маскирующейся себя под современную лексику, тоже поубавилось.

Что же волнует молодых хореографов – какие темы и сюжеты? Прежде всего то, что связано с семьей и гендерными отношениями: мелькали пары влюбленных, братья и сестры, дочки-матери, бытовые сценки и семейные разборки… Как всегда, спасала и выручала анималистика: птицы, насекомые и прочие зверушки всегда востребованы для воспроизведения необычной пластики. Современные реалии диктовали темы зависимости (или, наоборот, неосведомленности) человека от компьютера и гаджетов. В списке приоритетов оказалась и тема творческих исканий, осознания своей роли как автора и креатора («Творческий путь», «Не сейчас», «Пианист»).

Новое поколение хореографов с энтузиазмом осваивает культуру прошлого, используя образы большой литературы в новом преломлении (в этот раз в ход пошли «Евгений Онегин», «Анна Каренина», пьеса Ибсена «Кукольный дом»). Не всегда явно и впрямую легализуется литературный источник: номер «Живи и помни» (хореограф А. Рудниченко) – экспрессивный дуэт с виртуознейшими поддержками – все-таки оставил вопрос: имеют ли герои отношение к повести Валентина Распутина. 

Предъявляются образы легендарных героев культуры (Чарли Чаплин, Джон Ноймайер), образы известных художников («Магритт. Влюбленные»); пересказываются мифологические сюжеты («Пан и Сиринга» Д.  Матвеева), иногда – с большим добавлением «от себя». Конечно, Сизифов труд в понимании современного молодого человека – это «история абсурда». Ариадна Василисы Подолян вдруг оказалась «сестрой» Минотавра, трагическая Медея у Дарьи Чередниченко неожиданно раздвоилась, Каин и Авель Альфии Агишевой поменяли пол и стали девушками. Мыслитель Сократ у Ивана Зайцева выглядел комично и старомодно в разборках со своей женой Ксантиппой. А легендарная спасительница иудейского  племени Юдифь в трактовке Кристины Черновой оказалась больше похожей на тетю Соню с одесского Привоза: я бы на месте автора и исполнительницы номера «Юдифь. История одной женщины» оставила только вторую часть названия.

О названиях – особо. Некоторые откровенно подвели своих авторов, направив фантазию зрителей не по тому адресу. Например, в музыке номера «Я. Ты. Синкопа» вообще не прозвучало ни одной синкопы. Вероятно, она, синкопа растворилась между двумя «я» и «ты». О странностях мужского дуэта с названием «Непризнанный гений и его брат» уже упоминалось. Оскомину набили «Приют души», «Демон – Душа» etc. Или бессюжетные композиции с полуабстрактными названиями, претендующими на глубину и «философичность»: «Уразумение», «Возрождение», «Превращение», «Знак», «Нулевая точка», «Медиатор», «Испытание идентичностью», «Самоидентификация», «Явь. Я», «Этос, пафос, логос»…

С этосом и логосом, откровенно сказать, в сочиненной для конкурса хореографии обнаружились большие проблемы, а вот пафоса, иногда ложного, оказалось в избытке. Герои (чаще героини) появлялись на сцене в довольно взвинченном и даже агрессивном состоянии. Ведущий хореографический стиль – «страсти в клочья»: большие батманы, перекаты по полу, преувеличенные жесты… Хотелось же пластики, отражающей тонкие душевные движения, рефлексии, небанальные мысли.

Избираемая сочинителями танцев музыка на «Арабеске»-2024 представила набор довольно ограниченный. Причем не только композиторских имен (лидировали Бах, Рахманинов, Дебюсси), но и их сочинений. Дебюсси, по мнению нынешнего поколения хореографов, – автор одной-единственной прелюдии «Лунный свет», у Вивальди, разумеется, «не найти» ничего предпочтительнее «Времен года», у Людвига «нашего» ван Бетховена – «Лунной сонаты». Так и хочется посоветовать хореографам заняться слушанием музыки и взять этот «труд» в ежедневную привычку – развивает!

По-прежнему (хотя намного меньше) встречаются песенки в куплетной форме, которые провоцируют на простейшие иллюстрации словесного «содержания». Из положительного отметим более широкое, чем ранее,  использование барочной музыки. А вот музыка А. Пярта, В. Сильвестрова, А. Шнитке, Л. Десятникова и некоторых других серьезных композиторов в конкурсной программе по-настоящему радовала слух. 

Современная хореография немыслима без затейливого светового оформления, и тут стоит сказать о художнике по свету Алексее Хорошеве, его коллегах и помощниках из Пермского театра. Многим хореографам они помогли «произвести впечатление». 

Что в итоге? Не забыть природной естественности и артистизма юного Уена Анара из Монголии («Пианист»). Богатые смысловые ассоциации (колокольность, бег русской тройки и трагичная участь ямщиков) расслышал в gis-moll’ной Прелюдии Рахманинова хореограф Василий Дубицкий. Запомнились темпераментный бразильский дуэт Лауры Васконселос и Петро Сеары «Воображаемая любовь»; Бриана-Франческа Орезяну (Румыния) в номере «Я»; красивое соло Алексея Помыткина в хореографии Елизаветы Кузнецовой; монолог «Человек» у Огонбааторра Идэрбата (Монголия); «Кахетинская колыбельная» в хореографии Анны Поляковой (пост-фолк); Арина Ахметова в номере «Плач нимфы»; дуэт на музыку Телемана в исполнении Ренаты Каримовой и Кирилла Минасяна. 

А еще – прекрасная «Лакримоза», поставленная для Светланы Савельевой петербургским танцовщиком и хореографом Александром Сергеевым: вот кто сумел «подать» юную балерину как настоящую драгоценность и стать ей достойным партнером! И, конечно, редким в современном танце чувством юмора, пластической изобретательностью порадовал уфимский дуэт Анастасии Купцовой и Расиля Сагитова «Номофобия». 

Кстати, этот номер, стал победителем у двух жюри, а также удостоен премии СТД-ВТО: вот «идеальный рецепт» беспроигрышного конкурсного мини-спектакля, и можно искренне поздравить его автора – известного уфимского балетмейстера Рината Абушахманова. 

Из многолетних наблюдений за баталиями на турнире современной хореографии вывод складывается парадоксальный. А может, и закономерный: создать удачный конкурсный номер – отнюдь не равно тому, что придумать и поставить современный балет или танцевальный спектакль. Это принципиально разные жанры и форматы. Тут есть повод для размышлений и дискуссий. Хорошо бы на следующей встрече в Перми предусмотреть встречи участников «Арабеска» с членами жюри, критиками, историками и исследователями современного танца. Такое общение пойдет впрок.

 

Текст: Лариса Барыкина, член жюри прессы

Генеральный партнер

Лукойл

Генеральный билетный партнер

Яндекс афиша

Партнер

Жива

Партнер

Домру

Партнер

Пермская

Партнер

Vinorio

Партнер

Нацкухня

Партнер

Яндекс

Партнер

Родник

Партнер

Дарио

Партнер

Планета здоровья

Информационный партнер

Радио7

Информационный партнер

Ветта

Автомобильный партнер

Автопрестиж

партнер

МТС

Партнер

Форабанк

Информационный партнер

59.ру

Информационный партнер

Комсомольская правда

Информационный партнер

Магма